Изменения в ФЗ «Об оружии»

Категории: Новости
25.07.2018
От редакции: Много лет все специализированные издания и интернет-сайты, имеющие непосредственное отношение к охоте и стрелковому спорту, сотрясали информационное пространство стенаниями о том, что нам нужен релоуд. Но информационное пространство мало чем отличалось от пустыни, а стенания оставались криком вопиющего без особой надежды быть услышанным. Что уж говорить о такой экзотике, как охота с луком – на подобное в России даже не замахивались, с тихой завистью поглядывая на продвинутые в этом отношении страны. Но, как говорится, стучите и вам откроют!

Некоторое время назад Владислав Матусович Резник, депутат Госдумы РФ с подачи Федерации Высокоточной Стрельбы России внес на рассмотрение законодателей проект изменений в ФЗ «Об оружии».

Вниманию читателей журнала мы предлагаем текст законодательной инициативы, внесенный на основании статьи 104 Конституции РФ на рассмотрение Госдумы Федерального Собрания РФ, а также пояснительную записку к проекту закона.



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона «Об оружии»

Внести в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 16.12.1996, № 51, ст. 5681) следующие изменения:

1) первое предложение части 4 статьи 16 изложить в следующей редакции:

«Владелец охотничьего или спортивного огнестрельного гладкоствольного или нарезного оружия вправе производить снаряжение патронов для личного использования к соответствующему оружию, на которое ему выдано разрешение на хранение и ношение охотничьего или спортивного огнестрельного гладкоствольного или нарезного оружия.»;

2) третье предложение части 4 статьи 18 изложить в следующей редакции:

«Запрещается продавать вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к охотничьему или спортивному огнестрельному гладкоствольному или нарезному оружию либо для заряжания оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик старинного (антикварного) огнестрельного оружия гражданам, не представившим соответствующего разрешения на хранение и ношение охотничьего или спортивного огнестрельного гладкоствольного или нарезного оружия».



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона «Об оружии»

«Концепцией законопроекта является предоставление права гражданам, имеющим разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия осуществлять самостоятельное снаряжение патронов к такому оружию.

В настоящее время действующая редакция статьи 16 Федерального закона «Об оружии» ограничивает возможность граждан самостоятельно осуществлять снаряжение патронов только охотничьим огнестрельным гладкоствольным оружием.

Указанный запрет носит явно избыточный характер, так как мировая и российская практика показывает, что использование охотниками и спортсменами огнестрельного оружия неразрывно связано со снаряжением патронов к нему.

В последнее время, особенно в условиях действия односторонних ограничений, введенных некоторыми государствами в отношениях с Российской Федерацией, обострилась проблема доступности патронов к огнестрельному оружию. В частности, наблюдается существенный рост цен на продукцию импортного производства, особенно в отношении патронов к нарезному огнестрельному оружию. Также к существенной части нарезного оружия, используемого российскими охотниками и спортсменами, не имеется патронов отечественного производства.

Самостоятельное снаряжение патронов к нарезному оружию разрешено во многих развитых странах (США, Канада, Финляндия, Великобритания, Германия, Австралия и др.).

Законопроектом предлагается внести изменение в часть 4 статьи 16 Федерального закона «Об оружии», указав, что владельцы охотничьего или спортивного огнестрельного гладкоствольного или нарезного оружия вправе производить снаряжение патронов для личного использования к соответствующему оружию, на которое им выдано разрешение на хранение и

ношение оружия. Корреспондирующая правка также вносится в часть 4 статьи 18 указанного Федерального закона с целью уточнения действующих ограничений в отношении процедуры продажи гражданам веществ и материалов для самостоятельного снаряжения патронов к огнестрельному оружию.

Принятие законопроекта позволит снизить остроту проблемы доступности патронов для многочисленных российских охотников и спортсменов, а также повысит оружейную культуру в Российской Федерации.

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона «Об оружии» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.

Реализация Федерального закона «О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона «Об оружии» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета».



Этот проект давал зеленый свет релоуду в России, и, что кажется просто сказочным, закон был принят в первом чтении! На 24 июля запланировано второе чтение, и нам остается только надеяться, что и его результат будет позитивным.

Однако на этом инициативы по внесению изменений в оружейное законодательство не закончились, и вот уже депутатами Валеевым Э.А. и Резником В.М. в Госдуму РФ вносится проект новых изменений в ФЗ «Об оружии», связанных с использованием лука в качестве охотничьего оружия!



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»



Статья 1

Внести в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ
«Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 51,
ст. 5681; 1998, № 30, ст. 3613; № 51, ст. 6269; 2000, № 16, ст. 1640; 2001, № 33, ст. 3435; № 49, ст. 4558; 2003, № 27, ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 31, ст. 3420; 2009, № 7, ст. 770; 2011, № 1, ст. 16; 2016, № 27, ст. 4160, 4238; 2017, № 27, ст. 3945; № 31, ст. 4817) следующие изменения:

1) в части 1 статьи 1:

а) абзац шестой изложить в следующей редакции:

«метательное оружие – оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи механического устройства (стрелковое метательное оружие) или при помощи мускульной силы человека (бросковое метательное оружие);»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«стрела - разновидность метательного снаряда, получающего направленное движение с использованием механического устройства стрелкового метательного оружия, состоящего из наконечника стрелы, тела стрелы и оперения стрелы;»;

2)  пункт 3 части 2 статьи 3 дополнить абзацем следующего содержания: «стрелковое метательное (луки);»;

3) в части 1 статьи 6:

а) абзац 5 пункта 1 после слов «метательного действия, за исключением» дополнить словами «стрел (наконечников стрел),»;

б) в пункте 2 после слов «спортивного холодного клинкового и» дополнить словом «спортивного», слова «луков и» исключить;

в) в пункте 5 после слов «публичных мероприятий, ношение огнестрельного» дополнить словами «или метательного»;

г) в пункте 6 слова «огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия» заменить словами «огнестрельного длинноствольного оружия, холодного и метательного оружия»;

4) в статье 9:

а) часть 6 дополнить абзацем следующего содержания:

«приобретения охотничьего стрелкового метательного оружия.»;

б) в части 9 слова «Оружие, указанное в части шестой, восьмой настоящей статьи» заменить словами «Оружие, указанное в абзацах 2-5 части шестой, части восьмой настоящей статьи»;

5) в статье 13:

а) часть 6 после слов «охотничье пневматическое» дополнить словами «и охотничье стрелковое метательное»;

б) часть 11 после слов «огнестрельного оружия ограниченного поражения - две единицы,» дополнить словами «охотничьего стрелкового метательного оружия – пять единиц,»;

в) в части 12:

первое предложение после слов «Охотничье холодное клинковое» дополнить словами «и охотничье стрелковое метательное»;

дополнить предложением следующего содержания: «Приобретенное гражданином Российской Федерации охотничье стрелковое метательное оружие подлежит регистрации в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, по месту жительства в двухнедельный срок со дня его приобретения.»;

г) часть 22 после слов «охотничьего пневматического оружия,» дополнить словами «охотничьего стрелкового метательного оружия,»;

6) часть 4 статьи 18 дополнить новым третьим предложением следующего содержания: «Запрещается продавать охотничье стрелковое метательное оружие гражданам, не представившим охотничий билет (членский охотничий билет), а также разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.»;

7) в статье 20:

а) часть первую после слов «имеющим лицензию на приобретение оружия, его коллекционирование или экспонирование» дополнить словами «, либо иное, предусмотренное настоящим Федеральным законом, основание для приобретения оружия,»;

б) в части второй слова «в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия.» заменить словами «в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия, либо иного, предусмотренного настоящим Федеральным законом, основания для приобретения оружия.»;

8) в части 4 статьи 22 первое предложение изложить в следующей редакции: «Юридическим лицам и гражданам запрещаются хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются, а также оружия, право на приобретение которого они не имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

2. Граждане Российской Федерации, имеющие на праве личной собственности охотничье стрелковое метательное оружие, обязаны в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства для регистрации охотничьего стрелкового метательного оружия.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»



Концепцией законопроекта является законодательное регулирование возможности использования в охоте луков как холодного метательного оружия.

В соответствии с действующим законодательством, при осуществлении охоты запрещается применение оружия, не отнесенного в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» к охотничьему оружию. При этом действующее правовое положение луков как холодного метательного оружия, закрепленное в статье 3 указанного закона, ограничивает рамки его использования лишь в целях занятий спортом – при обязательном соблюдении требования хранения такого оружия на спортивном объекте (с рядом исключений). Статьей 6 Федерального закона «Об оружии» также установлен запрет на хранение и использование метательного оружия в иных целях.

В целях комплексного правового урегулирования возможности оборота метательного оружия в качестве охотничьего оружия законопроектом предусматриваются следующие основные новеллы.

1.             В целях более четкого определения предмета правового регулирования, предлагается выделить 2 категории метательного оружия: оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи механического устройства (стрелковое метательное оружие) и при помощи мускульной силы человека (бросковое метательное оружие). В качестве нового вида охотничьего оружия предлагается определить только луки, как стрелковое метательное оружие. В отличие от арбалетов, использование луков в качестве охотничьего оружия требует развития специальных физических навыков и умений у охотников, а технические характеристики луков гарантируют их более безопасное применение (исключение оперативного использования, скрытого ношения и др.).

2.             Право приобретения охотничьих луков предлагается предоставить гражданам Российской Федерации которым выданы охотничьи билеты и которые имеют разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия. При этом предлагается закрепить безлицензионный порядок приобретения охотничьих луков с последующей регистрацией в Росгвардии в двухнедельный срок.

В части оценки рисков введения новой категории охотничьего оружия в Федеральный закон «Об оружии» отмечаем следующее.

1. В настоящее время сфера использования метательного оружия фактически ограничена спортивными мероприятиями, а круг субъектов, допущенных к обороту указанного оружия, крайне ограничен. Так, в системе Росгвардии в качестве метательного оружия зарегистрировано несколько десятков спортивных арбалетов и ни одной единицы спортивного лука.

Одновременно, по оценкам Росгвардии, конструктивно сходные с оружием луки и арбалеты получили широкую популярность у населения, гражданами Российской Федерации приобретено таких изделий несколько сотен тысяч штук. По данным Федеральной таможенной службы, объем импорта указанных луков, арбалетов, а также принадлежностей к ним за последние 5 лет составляет, в среднем, около 200 тысяч единиц ежегодно на сумму порядка 60 млн. рублей. Такие конструктивно сходные с оружием изделия не регистрируются и не контролируются лицензионно-разрешительной системой Росгвардии.

При этом в соответствии с действующими криминалистическими требованиями к техническим характеристикам гражданского оружия (Приказ МВД России от 30.06.2017 № 429) фактически единственным критерием отнесения луков и арбалетов к метательному оружию является сила дуги (дуг), которая для оружия должна составлять более 27 кгс (60 фунтов (Lbs)) и 43 кгс (95 фунтов (Lbs)) соответственно. Учитывая конструктивные особенности луков и арбалетов, изменение их поражающей силы может быть осуществлено относительно просто и даже без внесения технических изменений (например, сила лука зависит от длины растяжения тетивы).

Представленные МВД РФ статистические данные о количестве ежегодно проводимых криминалистических экспертиз холодного и метательного оружия косвенно свидетельствуют о росте использования в гражданском обороте указанной категории изделий. В частности, количество таких экспертиз выросло с 20800 в 2013 году до 27479 в 2017 году, при том что количество уголовных дел, возбужденных по основаниям, предусмотренным частям 1 и 4 ст. 222 УК РФ (Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств), и переданных в суд, стабильно составляло около 7200 ежегодно в указанный период.

Таким образом, учитывая указанную сложившуюся практику оборота луков и арбалетов, а также технические особенности данных изделий, расширение законной сферы их использования позволит снизить риски социального и криминального характера путем увеличения количества луков, учитываемых в лицензионно-разрешительной системе.

2. Законопроектом предлагается установить правовой режим оборота охотничьих луков фактически аналогичный правилам оборота охотничьего огнестрельного оружия, что обеспечивает контроль за оборотом охотничьих луков с момента их продажи. На владельцев охотничьих луков будут распространяться все требования об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, о необходимости прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов; о прохождении подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, о хранении охотничьего оружия в условиях, обеспечивающих его сохранность и исключающих доступ к нему посторонних лиц. При этом законопроектом дополнительно предусмотрен порядок последующей перепродажи охотничьих луков гражданами только после их перерегистрации в Росгвардии лицам, имеющим право на приобретение такого оружия в соответствии с проектируемыми положениями.

Представляется, что действующая система правового регулирования оборота оружия адекватно обеспечивает общественную безопасность, в связи с чем распространение ее основных элементов на новый вид охотничьего оружия не приведет к росту рисков криминального характера. Данные статистики, предоставленные МВД РФ, свидетельствуют об устойчивом снижении количества преступлений, совершенных с использованием оружия. Так, количество зарегистрированных преступлений, совершенных с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств в России снизилось с 7576 в 2013 году до 5434 в 2017 году, при этом доля предварительно расследованных преступлений стабильно составляет около 75% ежегодно в последние 5 лет.

3. С точки зрения рисков роста браконьерства с использованием охотничьего метательного оружия, соответствующие риски видятся минимальными. Охота с луком значительно менее продуктивна, поскольку луки значительно уступают по эффективности огнестрельному оружию, а стоимость снаряжения охотничьего лука и стрел, по оценкам экспертов, превышает усредненную стоимость нарезного охотничьего оружия и патронов к нему. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере охоты, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, поддерживает предлагаемую законопроектом концепцию по использованию луков в охоте в качестве охотничьего оружия.

4. Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, поскольку проектируемый порядок оборота стрелкового метательного охотничьего оружия не потребует выдачи новых разрешительных и иных документов на право хранения и ношения оружия гражданами.

Как отмечалось выше, в настоящее время сотни тысяч граждан России являются владельцами луков. Во многих городах устроены тиры, приспособленные для стрельбы из лука. Владельцы луков тренируются, участвуют в различных спортивных соревнованиях, объединяются в клубы и общественные организации. При этом многие российские владельцы луков участвуют в организации и проведении охоты за рубежом – охота с луком разрешена более чем в 20 странах Европы, США, Канаде, Австралии, Белоруссии.

Предлагаемая законопроектом легализация луков в качестве охотничьего оружия самым положительным образом скажется на развитии всей охотничьей индустрии в России, а также имидже России как великой охотничьей державы».



В заключение хотелось бы добавить, что завершение второй Пояснительной записки – вовсе не общие слова, сказанные «для красоты». Эти и, будем надеяться, новые законодательные инициативы безусловно «самым положительным образом скажутся на развитии всей охотничьей индустрии в России, а также имидже России как великой охотничьей державы». Ведь чем меньше косности и «какбычегоневышло» в нашем законодательстве, тем больше простора для творчества, новых «стартапов» и восприятия России иностранцами как продвинутого государства. Еще хотелось бы повторить для скептиков и пессимистов: под лежачий камень портвейн не течет. Хотите изменений к лучшему, дерзайте, и все получится! Ну, и конечно же хочется выразить нашу признательность Владиславу Матусовичу и Эрнесту Абдуловичу!

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.