Лирика души и конструктивизм мышления

Категории: Статьи
13.04.2021
Основателем граверной школы на Ижевском механическом заводе заслуженно считается Леонард Михайлович Васев – выдающийся мастер, художник и творец, внесший огромный вклад в развитие граверного искусства. Неординарность и многогранность творчества этого человека привлекает и завораживает. Первый исследователь творчества ижевских граверов-оружейников Е.Ф. Шумилов справедливо отмечал, что биография Л.М. Васева отражает в себе всю историю становления, развития и расцвета ижевской граверной школы как цельного и значительного явления.

Леонард Михайлович Васев родился 18 октября 1927 года. В 1942 году, четырнадцатилетним подростком, был принят учеником гравера в мастерскую штампов завода № 74 (ныне – ОАО «Ижевский машиностроительный завод»). Художественные способности проявились у него очень рано, и когда в 1944 году на заводе было открыто производство охотничьих ружей, Леонарда Васева перевели на изготовление «штучных» ружей. Его первой крупной самостоятельной работой стало оформление охотничьего ружья ИЖБ-36, посвященное победе в Великой Отечественной войне, которое получило высокую оценку. В ноябре 1945 вместе с другими граверами, слесарями-сборщиками и ложейниками из Тулы и Ижевска он был командирован Наркоматом вооружения в Зуль – в то время центр оружейного производства Германии. Граверное дело он изучал под руководством потомственного зульского гравера Пауля Грейфцу. По окончании стажировки фирма «Братья Меркель» дала восемнадцатилетнему граверу из Ижевска свидетельство, в котором было отмечено, что «…он имеет особую способность для рисования и гравирования…».
Знакомство молодого Леонарда с традициями центрально-европейской граверной школы стало переломным моментом в его творческой судьбе и оказало существенное влияние на зарождение и формирование ижевского стиля.
В 1956 году начала функционировать школа ружейного мастерства Ижевского механического завода. Инструктором группы граверов был назначен Леонард Михайлович Васев. Собственно, с этого времени и началось формирование ижевской граверной школы.
Леонард Васев составил программу по обучению граверов, в которой он обобщил как личный опыт, так и традиции центрально-европейской школы и тульских мастеров. Он возродил забытый способ всечки драгоценных металлов в канавки «ласточкин хвост», а через три года, опираясь на него, предложил принципиально новый метод многоцветной инкрустации. В 1957 разработал и внедрил в производство одну из лучших декоративных фантазий – знаменитую технику «мороз».
Васева всегда отличали лиричность замысла, художественное мышление и конструктивизм при работе над технологиями художественной обработки металла. Конструктивизм проявлялся в грамотном подборе и расположении элементов граверной композиции, при подборе граверных техник, в максимальной передаче художественных возможностей металла.
По сути дела, он подходил к оформлению ружья как настоящий дизайнер. Он выстраивал граверную композицию, исходя из геометрии гравируемых поверхностей. И в то же время нередко варьировал в допустимых пределах форму и размеры деталей, на которых выполнялась гравировка.
Ярким примером творческого метода Васева является легендарное «Монреальское» ружье ИЖ-54 «Спорт» (1965-1967 г.), изготовленное к Всемирной выставке ЭКСПО-67 в Монреале. В художественном оформлении ружья отражена тема 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции.
Новаторский подход Леонарда Васева выразился и в использованных технологических приемах, и в художественном решении темы, и в дизайнерском решении видовых поверхностей. Впервые в искусстве художественного оформления оружия так широко и выразительно была применена разработанная Васевым техника многоцветной «живописи на металле» сплавами драгоценных металлов. Эта техника позволила передать и пламя костра, освещающего лицо В.И. Ленина, и краски заката, и золото осеннего леса. Усложненный, оригинальный контур накладных фальшдосок, найденный Васевым, увеличил рабочую площадь, позволил реализовать композиционное решение и создал уникальность силуэта ружья. Васеву в сложной, по сути создающей графические эффекты технике всечки драгоценных металлов и их сплавов удалось достичь плавности переходов и художественных эффектов, характерных для живописных работ. При многократном увеличении лица Ленина, которое по размеру меньше спичечной головки, поражает живость изображения и портретная схожесть. В современном граверном искусстве подобных эффектов позволяет достичь только точечная техника «булино».
Один из двух созданных образцов, который был экспонирован на «ЭКСПО-67» в Монреале, находится я в Государственной Оружейной палате в Кремле. Второй – на Ижевском механическом заводе.
Талант мастера проявлялся во многих направлениях изобразительного искусства. Леонардом Васевым помимо ружей выполнились сувенирная продукция, медали, эскизы и прочее.
Уникальна по замыслу и исполнению декоративная металлическая ваза в честь 40-летия автономии Удмуртии (1960 г.) с использованием техники всечки золота и серебра. Ваза изготовлена из стали марки 15 с последующей цветной калкой. Композиционный замысел символически отображает развитие Удмуртской АССР за 40 лет со дня подписания В.И. Лениным Декрета об образовании автономии республики. Художественное оформление вазы выполнено в технике всечки драгоценных металлов и их сплавов. Сплавами созданы живописные картины с разнообразной палитрой цветов и распределением светотени. Васеву, за счет варьирования компонентов в сплавах драгоценных металлов, удалось подобрать градацию цветов от зеленовато-белого до медно-красного. Покрытие цветной калкой смягчает контрастность основного металла и элементов изображений, выполненных в технике всечки драгоценных металлов и их сплавов, что приближает гравюру на металле к живописи. (Национальный музей Удмуртской республики им. К. Герда).
Виртуозно игриво «Литературное ружье» (1961-1971 г.). Этот ИЖ-54 выполнен к 150-летним юбилеям И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова, часто писавших об охоте. На личинке сплавами драгоценных металлов выполнена миниатюрная копия картины Перова «Охотники на привале». Леонард Васев настолько совершенно овладел этой техникой, что на лицах персонажей картины можно прочитать их эмоциональное состояние. На боковой стороне техникой всечки сплавов драгоценных металлов выполнена композиция «Бежин луг» (ширина три сантиметра). Пламя, виртуозно переданное сплавами золота, бросает теплые блики на холодноватые фигуры, выполненные из серебра. Глухой из оксидного покрытия темный фон, разделанный матуаром, воспринимается звездным небом. В сцене, повествующей о деде Мазае, выполненной в технике всечки сплавов драгоценных металлов, запечатлены серебристо-голубоватые, ювелирно растушеванные мельчайшей гравировкой зайцы на фоне золотистых тонов утренней зари (ФГУП «Ижевский механический завод»).
Нетрадиционно по композиционному решению ружье ИЖ-26Е «К 50-летию УАССР» (1970 г.). На боковых плоскостях коробки изображены представителей флоры и фауны Удмуртской республики, выполненные в комбинации техник всечки драгоценных металлов с рельефной гравировкой. Вдоль казенного обреза стволов и на розетке осевого болта размещены элементы удмуртского орнамента, выполненные всечкой золота. На личине изображена олицетворяющая Удмуртию женщина в национальном костюме, символы сельского хозяйства и промышленности, а на спусковой скобе – атрибуты науки, искусства, литературы (ФГУП «Ижевский механический завод»).
При всей художественной ценности работ Леонарда Михайловича, ружья, на которых выполнена гравировка, полностью сохраняют свое функциональное назначение.
Леонард Михайлович одним из первых на предприятии профессионально заинтересовался разработкой и внедрением новых технологий – ручных, машинных и химических способов нанесения рисунка на металл для ружей различных ценовых классов.
Художник от природы и страстный охотник он всегда стремился к максимальной правдивости изображения. Опыт охотника, впечатления, полученные от непосредственного контакта с природой, были несомненно источником его творческого вдохновения, подпитывали его идеями для новых сюжетов, а порой становились основой для разработки новых технических приемов, как это было в случае с техникой «мороз».
Его интересы были широки и многогранны. Леонард Михайлович много рисовал. Миниатюрные графические и акварельные работы его полны восхищением русским пейзажем в разные времена года, тихой, скрытой от посторонних глаз жизнью обитателей леса.
Недосказанность художественных образов Васев дополнял прозой и стихами, подкупающими своей чистотой взглядов и простотой изложения. Вот фрагмент из «Весенней песни» (1949 г.): «Начинало рассветать. Небо стало бледнеть. Звезды угаса¬ли. Понемногу стали обрисовываться рваные вершины сосен. Ветер затих, как будто в ожидании торжественной минуты вос¬хода солнца. Была та удивительная тишина, которая бывает только ранним-ранним утром. Ничто не подавало признаков жизни: ни птички лесные, не¬угомонные обитатели лесного царства, ни зверюшки малые. И казалось, не будет конца краю этому мирному покою…
После шумного солнечного дня наступила опять тишина. Но вечерняя тишина не похожа на утреннюю. То, хоркая, пролетит вальдшнеп, то слышен мудреный посвист рябчика, то раздается вспорх какой-то птицы, то начнет бубнить свое «бу-бу-бу» ночной бродяга-заяц. Краски заката быстро меняются, угасают, и на небе вспыхивают сначала одна, а потом и не сосчитать, звезды».
Потенциал творческой мысли художника был настолько велик, что его ученики и соратники до наших дней доносят байки и воспоминания о страстном охотнике, талантливом гравере, увлеченном художнике, учителе, порядочном и ответственном человеке, который сумел заставить заговорить холодный металл и вдохнул в свои ружья душу.

ВРЕЗ:
Корни центрально-европейского стиля уходят в эпоху Ренессанса. На облик охотничьего оружия определяющее влияние оказал наиболее распространенный в Центральной Европе вид охоты – охота на крупного зверя. Охотничье оружие австрийского и немецкого производства отличают мощные затворные коробки, угловатые жесткие линии. Все это подчеркивает их надежность и прочность. Приклад с пистолетной шейкой и баварской щекой, гребень в форме «кабаньей спинки» оптимально соответствуют условиям стрельбы с предварительной изготовкой.
С мощным контуром затворной коробки гармонирует рельефный декоративный орнамент. Художественная гравировка расставляет композиционные акценты благодаря применению техник рельефной гравировки и применению всечки и насечки драгоценных металлов. Гравировка на оружии расставляет композиционные акценты и выполняет акцентирующую и организующую функции.
Автор статьи: Людмила Ломаева