О БИНОКЛЯХ

Категории: Статьи
20.05.2021
Похоже, что все согласны с тем, что оптический прицел – один из наиважнейших элементов экипировки современного охотника. Это очевидный факт: лучше вижу мишень, значит выстрел должен быть точнее. Гораздо меньшее внимание охотники уделяют выбору бинокля.

Многие считают, что бинокль – лишний груз на шее. Объясняют это, как правило, следующим образом: «На моем стволе такой прицел стоит, что мне никакой бинокль не нужен». Неправильно. В прицел просто невозможно долго и пристально обозревать окрестный пейзаж, глаз устанет. Да и поле зрения прицела гораздо уже поля зрения бинокля. И потом представьте: вы водите стволом по горизонту, глядя в свой прицел, и вдруг видите, что с другого конца поля на вас наведен такой же ствол. Клянусь, неловко себя почувствуете. Да и тому парню тоже не по себе будет. Короче, прицел потому и называется прицелом, что в него прицеливаются. Точка.
Каждому охотнику необходим бинокль, практически на любой охоте. Но их такое великое множество. Как же сделать правильный выбор? Автор набил достаточно шишек на этом пути и надеется, что нижеизложенное поможет принять правильное решение.

Основы выбора бинокля
Бинокль служит одной цели – помогает лучше видеть удаленный предмет. Но перед тем как выложить за этот оптический прибор свои честно заработанные, нужно знать в каких условиях вы будете пользоваться биноклем. Для кого-то миниатюрный карманный бинокль покажется идеальным, ведь они такие легкие и места почти не занимают. Но, если при ярком дневном свете такой инструмент будет вас вполне удовлетворять, то в сумерках, или на рассвете от него будет мало толку – слишком мал объектив. Здесь гораздо более эффективным будет полноразмерный инструмент. Для кого-то наверняка будет иметь значение конструкция: porro-призменный или roof-призменный. И наконец охотники не выбирают погоду, поэтому крайне важно чтобы бинокль был водонепроницаем и не запотевал изнутри. Хорошо, когда корпус бинокля имеет прорезиненное покрытие – это не только повышает его способность противостоять ударам, но такой бинокль гораздо удобнее держать в руках, он не скользит.
Есть и другие важные критерии, которые необходимо принять во внимание при выборе: кратность (увеличение), ширина поля зрения, относительная яркость, сумеречный фактор, светопередача, резкость, диоптрийная корректировка, фокусирующая механика, прочность внешней конструкции, качество оптики, размер и вес. Много всего нужно учесть. А потому стоит во всем этом разобраться, и тогда правильно выбранный инструмент будет доставлять удовольствие и служить долго. Купленный же наугад даже за большие деньги может оказаться в прямом смысле ярмом на шее.

Качество линз
Линзы – самый критический компонент качества бинокля. Стекло определяет уровень работы бинокля. Хорошее оптическое стекло сводит искажения и преломление света до абсолютного минимума. Высококачественные линзы позволяют фокусироваться на всех световых волнах различной длины, что дает резкость, правильную цветопередачу и контрастность. Превращение хорошего оптического стекла в высококачественные линзы и призмы требует серьезных усилий резчиков и полировщиков. И если требования обработки соблюдены, то мы не только хорошо видим наблюдаемый предмет, наши глаза не устают в процессе долгого наблюдения.
Для проверки линз на искажение, вызываемое неравномерным увеличением объекта, сфокусируйтесь на прямой край полки или стены. Если наблюдается кривизна (как правило, по краям), то это свидетельствует о некачественной корректировке.
Чтобы удостовериться в ровности наблюдаемого поля (четкость изображения от края до края линзы), сфокусируйтесь на плоском предмете, например, плакате. Деградация образа, возникающая из-за неспособности четко сфокусироваться на центре и краях объекта одновременно, демонстрирует чрезмерную кривизну.

Антирефлекционные покрытия линз
Задача бинокля – передавать свет от наблюдаемого объекта к нашему глазу. Любого качества оптическое стекло поглощает и отражает какое-то количество света. То есть наш глаз недополучает довольно большое количество света. Эти потери снижают яркость. Прежде чем дойти до нашего глаза, свет проходит через несколько линз и призм. Потери от отражения и поглощения могут достигать 40%. Еще в 30-е годы американский физик украинского происхождения Александр Смакула совершенно случайно сделал открытие, революционным образом повлиявшее на качество оптики. Благодаря ему сейчас мы имеем антирефлекционные покрытия, способные увеличивать светопередачу инструмента до 95%. Эти покрытия наносятся на поверхность линз и самым критическим образом влияют на яркость, чистоту и контрастность наблюдаемых объектов.
Оптическое стекло наиболее четко передает образ в самом центре. Разрешающая способность снижается по мере удаления от центра линзы пропорционально… качеству линзы. Глядя в дешевый, то есть некачественный бинокль, можно заметить явное замутнение или размытость по краю линзы.
Несколько лет назад довелось побывать на заводе компании Swarovski, одного из лидеров оптической промышленности. Мне продемонстрировали процесс нанесения этих покрытий, который можно назвать молекулярной бомбардировкой в вакууме. Разница между «голой» линзой и конечным изделием просто поразительна. По завершении процесса мне казалось, что я смотрел сквозь разреженный воздух!
Сравнивать бинокли одинаковых параметров следует только при плохом освещении. При ярком свете отличить лучший от хорошего очень трудно. Вряд ли вам позволят вынести бинокль из магазина на улицу. Поэтому постарайтесь навести его на самый темный угол в помещении. Ну а смотреть сквозь оконное стекло и вообще не имеет никакого смысла.

Важность внутреннего зачернения
Внутренние поверхности корпуса бинокля должны быть самым тщательным образом зачернены. Зачернение всех внутренних поверхностей уменьшает отражение света и блики. Некоторые компании просто тщательно закрашивают внутренние поверхности специальными черными красками. И, если все сделано правильно, этого бывает достаточно. Австрийцы из компании Swarovski Optik наносят на внутреннюю поверхность своих биноклей точно рассчитанное рифление, которое затем подвергается многослойному анодированию.
Загляните в бинокль под углом 45. Если ничего, кроме тьмы, не видно, то все здорово. Но если вы увидите какие-то металлические детали, это значит, что они будут отражать свет, который будет скакать по стволу бинокля, создавая блики. Не только качество светопередачи пострадает, но и головную боль заработаете.

Коленообразные против прямых
Бинокли бывают двух конструкций: порро-призменные (porro) и руф-призменные (roof). Задача оптических призм, используемых в биноклях, скорректировать перевернутый и обратный образ, который бы мы видели без них. Порро-призменные (коленообразного вида) проще в производстве, а их широко разнесенные объективы дают более реальный объемный образ. Но они громоздки и благодаря нескольким сочленениям своей коленчатой конструкции менее прочны. Их сложнее сделать водонепроницаемыми. У компактной и элегантной руф-призменной конструкции другие проблемы – они дороже в производстве, так как их очень маленькие призмы требуют особой полировки и их сложнее установить.
То есть, если вы будете сравнивать два бинокля разной конструкции с одинаковыми параметрами от одного производителя, и цена на них будет стоять одна, то можете быть уверены, что с точки зрения оптики порро-призменный будет более высокого качества. Однако лидеры оптической промышленности делают и те, и другие самого высокого качества. В качестве примеров можно привести Swarovski Habicht 8x30; 7x42; 10x40 и Zeiss 7x50 BG/A.

Оптическая юстировка и регулировка стволов
Даже самая лучшая система линз и призм, не будучи самым точным образом установлена, ничего вам кроме головной боли не принесет. Некачественная установка линз приводит к частичному затемнению образа, потому что зрачки глаз оказываются не в центре выходных зрачков бинокля. Это можно относительно точно определить, если смотреть в бинокль на расстоянии вытянутой руки. Выходные зрачки должны располагаться точно в центре каждого окуляра.
Если выходные зрачки имеют неправильную форму (то есть, не круглые), размыты по краям или расположены не в центре линзы окуляра, то это значит, что элементы оптической системы размещены не точно. Результат один – потеря света и быстрая утомляемость глаз.
Но не только сама оптическая система должна быть точно отрегулирована и установлена, но и стволы бинокля должны находиться в полной гармонии относительно друг друга. Если линзы одного ствола не сбалансированы относительно линз другого, то это выразится в удвоении образа. И даже хуже, если это не сразу становится заметно, – небольшое отклонение заставит ваши глаза постоянно подстраиваться, корректировать проблему. Когда глаза постоянно пытаются найти нужный фокус, то мышцы глаз быстро устают.
Чтобы проверить соосность стволов бинокля, сфокусируйтесь на каком-то предмете. Когда он окажется в фокусе, отложите бинокль и дайте глазам отдохнуть примерно полминуты. Снова поднимите бинокль к глазам, но одной рукой прикройте один из объективов, затем опустите руку. Если образ окажется не в фокусе, а затем снова приобретет резкость, то это значит, что стволы несоосны, а ваши глаза пытаются это скомпенсировать. Если таким биноклем пользоваться относительно долго, то глаза настолько устанут, что это приводит к головной боли.
К внешним признакам плохого качества можно отнести следующие. Регулировка фокуса и диоптрий должна быть тугой, но не залипать и не скользить. Смазка на внешних поверхностях не должна присутствовать.

Параметры биноклей
Основными описательными характеристиками бинокля являются его увеличение (кратность) и диаметр линзы объектива в миллиметрах. Это те цифры, которые вы увидите на корпусе любого бинокля. Первым числом обозначается кратность, или увеличение, вторым – диаметр линзы объектива в миллиметрах. Например, 7х35, 8х56.
Размер линзы объектива – главный фактор, определяющий количество света, входящего в бинокль. При всех равных условиях, объектив с диаметром 35 мм пропустит меньше света, чем объектив с линзой 56 мм.
На некоторых биноклях обозначен реальный угол зрения в градусах. Он представляет тот сегмент полного круга, который данный бинокль способен «видеть». И чем выше это значение, тем шире будет пространство, которое мы сможем обозревать.
Но есть еще и видимый угол зрения. Дело в том, что при обозначении реального угла зрения не принимается во внимание способность бинокля приближать наблюдаемый объект. Поэтому реальный угол зрения обычно обозначается небольшими величинами: 6-8. Видимый угол зрения учитывает кратность бинокля, поэтому его величины выражаются гораздо более внушительными числами: 50-60.
На мой взгляд, гораздо более понятным для нас, простых пользователей, будет ширина поля зрения бинокля, выраженная в простых метрах. Так, например, на дистанции 1000 метров, Swarovski SLC 7x42 и EL 8x32 покажут вам поле шириной в 140 метров. А «карманник» этой же фирмы 10х25 – всего 95 метров.

О выходном зрачке
Этот параметр я считаю одним из самых важных. Выходной зрачок – образ, проецируемый пучком света в точку пространства по выходе из окуляра. Это та точка, в которой должен находиться ваш глаз, чтобы четко видеть всю ширину поля зрения бинокля. Вы можете видеть отражение выходного зрачка в виде небольшого кружка, если посмотрите в окуляр бинокля на расстоянии вытянутой руки.
Соотношение между способностью вашего глазного зрачка к сжатию и расширению и размером выходного зрачка определяет светособирающий потенциал бинокля. Зрачок человеческого глаза способен расширяться от примерно 2 мм в диаметре (при ярком солнечном свете) до 7 мм (в полной темноте). Для того, чтобы глаз получал максимальное количество света при разных световых условиях, диаметр выходного зрачка бинокля должен быть равен, или быть чуть больше, чем диаметр ваших глазных зрачков. Величина выходного зрачка любого оптического инструмента определяется просто: разделите диаметр объектива на значение его увеличения. Пример: у бинокля 7х35 выходной зрачок равен 5мм, а у 7х42 он равен 6 мм.
А теперь немного о наших глазах. С возрастом наши зрачки теряют способность расширяться до тех идеальных 7 мм. А после 40 лучшее, на что мы можем рассчитывать, это 5 мм. Мне уже далеко за 40, поэтому я даже не принимаю во внимание бинокли с параметрами 8х56. Зачем мне тот свет, который все равно не дойдет до моего глаза. Кроме того, инструмент с линзами диаметром 56 мм будет стоить значительно дороже. И будет гораздо более громоздким и тяжелым. С другой стороны, я так и не научился пользоваться миниатюрными карманными моделями типа 8х20 или 10х25.
Поэтому оптимальным для себя биноклем на все случаи жизни давно считаю модель со следующими параметрами: 7х35, 8х40, 10х50. Обратите внимание, что у всех выходной зрачок равен 5 мм. Но я вполне допускаю некоторые отклонения в ту или иную сторону: 10х42 или 8х32.

Чтобы увидеть свет
В паспорте каждого бинокля, кроме описанных выше параметров, вы найдете и некоторые другие. Относительная яркость и сумеречный фактор – две важные характеристики, определяющие способность бинокля «собирать» свет. Они являются функцией доступного света в соединении со значениями кратности (увеличения), размерами объектива и выходного зрачка.
Относительная яркость – это квадрат диаметра выходного зрачка в миллиметрах.
Сумеречный фактор равняется квадратному корню из умножения значения кратности бинокля на диаметр объектива также в миллиметрах.
Значения относительной яркости от 4 до 15 лучше соответствуют дневным условиям; от 15 до 25 хороши не только днем, но и в утренние и вечерние сумерки; выше 25 хороши для любых условий.
Значение сумеречного фактора может сослужить неплохую службу при выборе бинокля, потому что сумеречный фактор сигнализирует о том, что, умножая размер объектива на значение кратности, мы понимаем, что большее увеличение даст нам лучшую деталировку образа. Но при этом желательно поддерживать выходной зрачок на уровне 5 мм, так как именно такой зрачок дает достаточное количество света.

Оптика Выходной зрачок Относительная яркость Сумеречный фактор
8х20 2,5 мм 6,25 12,6
7х35 5 мм 25 15.7
8х32 4 мм 16 16
7х42 6 мм 36 17,1
10х40 4 мм 16 20
15х56 3,7 мм 13,7 29

В приведенной выше таблице указаны только количественные характеристики, и никак не учтены качественные, которые и определяют резкость, светопередачу и точность инструмента.
Вот тут-то можно вернуться к тому абзацу, где я вкратце упомянул просветляющие антирефлекционные покрытия. Именно их качество и качество обработки линз определяют качество оптики бинокля. Некоторые элементы оптической системы биноклей Swarovski получают до 30 (!) просветляющих слоев их патентованной системы Swarobright (что-то вроде «Сварояркий»). А в каждом стволе их биноклей серии EL имеется по 10 элементов! И это качество должно отражаться совершенно другой таблицей. На цену это тоже, естественно, влияет.

Кое-какая механика
Всем известно, что у большинства из нас глаза разные: один сильный, другой послабее. Порой разница эта незначительна, но чаще заслуживает внимания. Поэтому хорошие бинокли снабжены диоптрической регулировкой.
Что касается фокусировки, то я предпочитаю ту, которая осуществляется центральным тумблером. Есть фирмы (например, Steiner), на некоторых моделях которых это можно делать на каждом стволе. Мне это кажется неудобным, ибо очень легко сбить настройку. Так вот, на тех биноклях, на которых фокусировка осуществляется при помощи центрального тумблера, вы сначала устанавливаете необходимую диоптрическую коррекцию на одном стволе. А затем центральным тумблером уравниваете фокусировку наблюдаемого объекта, подводя внутреннюю механику другого ствола под уже установленный.
Наиболее передовые производители охотничьей оптики, такие как Leica, Swarovski, Zeiss, на большинстве своих моделей совместили диоптрическую коррекцию и фокусировку в центральном узле, очень удобно расположенном как раз там, где до него самым естественным образом дотягиваются пальцы.
Встречаются модели с так называемым «автоматическим», или с «фиксированным» фокусом. Возможно, я чего-то не понимаю, но, на мой взгляд, это трюк маркетологов. Фокусировка оптической системы таких биноклей устанавливается на фабрике на какую-то определенную дистанцию. Но для четкости изображения на самых разных дистанциях этого недостаточно.

Еще о механике
Большинство биноклей имеют фиксированное значение кратности. Но есть и с регулируемой. Одна из шишек, которую я себе набил, как раз и случилась с одним из таких. Ну как же было возможно устоять от соблазна иметь бинокль, на котором можно изменять диапазон увеличения (как на прицеле-переменнике) от каких-то там 7 аж до 15! Но очень скоро я убедился, что бинокль Nikon 7-15x35 Scoutmaster II на своем нижнем увеличении, открывший мне глаза на важность приличной оптики, был почти бесполезен (для моих глаз) на увеличениях выше 10х.
В этой области есть одно исключение (пока!): Leica Duovid 8+12х42 и 10+15х50. Но это не обычные бинокли-переменники, на которых, двигая рычажок, мы перемещаем всю внутреннюю оптическую систему и тем самым изменяем увеличение в широком диапазоне. Дешево и сердито? Недорого – это точно. Но по-настоящему хорошее дорогого стоит, особенно когда дело касается оптики.
Так вот лейковский «Дуовид» – это бинокль только с двумя уровнями увеличения. И на обоих уровнях – это удивительно качественный прибор для наблюдения. Репутация фирмы это тоже подтверждает. Ну и цена.

Что еще важно при выборе
Мы не будем говорить о тех биноклях, с которыми вы можете пойти на концерт, в театр или на стадион. Там все-таки погодные условия более или менее контролируются. Нам важен инструмент, который не подведет под камчатским снегопадом, который не откажет под обжигающим ветром Калахари и выдержит ливень южной Аляски.
Не важно, какую конструкцию вы предпочтете, классическую Porro или более компактную roof. Важно, чтобы бинокль был в противоударном исполнении и был водонепроницаем. Большинство компаний с хорошей репутацией гарантируют способность своих биноклей противостоять различной степени ударам. Но какой бы надежной ни была гарантия на мой бинокль, я лучше сам упаду, чем грохну его о камень. Большинство биноклей имеют прорезиненное покрытие, основное предназначение которого – служить амортизатором в случае удара. К водонепроницаемости прибора они практически не имеют никакого отношения.
Что касается способности бинокля противостоять плохой погоде, то я рекомендую внимательно ознакомиться с гарантией, ибо существует с полдюжины определений, которые энергичный продавец переведет как «водонепроницаемый». Однако на самом деле это может быть и «туманостойкий», и «брызгооталкивающий», и «всепогодный». Но нам нужен «водонепроницаемый» (waterproof), тот, который не только дождь перенесет, но и погружение в воду выдержит.
По-настоящему «водонепроницаемый» означает, что из корпуса бинокля были удалены воздух и влага, затем корпус был заполнен сухим азотом, после чего тщательно запечатан О-образными резиновыми кольцами. Все это обеспечивает способность бинокля: а) не запотевать изнутри, б) не пропускать влагу внутрь. Читайте гарантию, друзья. Swarovski, например, гарантирует, что их бинокли серий SLC и EL способны выдержать погружение на глубину до 4 метров. Leica обещает, что их полноразмерные бинокли серии Trinovid способны выдержать погружение аж на 5 метров. Я не собираюсь с ними нырять, но уверенность в надежности своего инструмента доставляет особое спокойствие.

Так, какой же?
По моему мнению, самыми охотничьими являются бинокли с параметрами: 7х35, 7х42, 8х40, 10х40 и 10х50 (возможны некоторые вариации, так как все индивидуально). Любой из упомянутых не оттянет вам шею, и их не слишком большое увеличение позволяет спокойно держать их в руках. Из положения «стоя» долго и внимательно не понаблюдаешь. Но если есть возможность опереться на ствол дерева, сделайте это. Поможет и такая мелочь, как козырек бейсболки или поля шляпы. Возьмитесь за свой персональный «тент» пальцами обеих рук, и процесс наблюдения станет гораздо более комфортным.
Правда, по-настоящему серьезное наблюдение лучше осуществлять из положения сидя –установили локти на колени, и бог вам в помощь. Из этого положения можно, не утомляясь, подолгу наблюдать за окрестностями.
Приборы с большим увеличением для многих покажутся более эффективными. Но бинокль с увеличением 12х и выше будет гораздо сложнее стабилизировать даже в положении «сидя»: малейшее движение будет приводить к «дрожанию» наблюдаемого объекта. Придется пользоваться треногой, она решит проблему. Но к большему увеличению потребуется и больший объектив. Помните, что оптимальный выходной зрачок (4-5 мм)? А это значит, что увеличится вес и размеры.
У компании Zeiss есть бинокль 20х60S (выходной зрачок – 3 мм), которым можно пользоваться и без треноги. Система внутренней механической стабилизации, которую можно включать и выключать, позволяет проводить наблюдение, не прибегая к дополнительным опорам. Но он весит кило семьсот и очень немногим по карману.
Ребята из фирмы Swarovski, узнав, что мы с женой частенько бываем в разных охотничьих путешествиях, как-то уговорили меня (врать не буду, не долго они меня уговаривали) взять с собой пару их биноклей. Дескать, проверишь их в разных условиях, а потом дашь каждому соответствующий отзыв. Для моей жены Курт Гритч (он тогда был «смотрящим» за Восточно-европейским рынком) предложил EL 8х32, а себе я выбрал SLC 7x42. И очень скоро я жене позавидовал: мой весил 950 г, а ее – всего 620.
В общем, к выбору бинокля нужно подходить очень серьезно. Но правильно выбранный качественный инструмент будет долгое время доставлять вам удовольствие. Хорошие бинокли – из категории долгожителей.
Такие дела…
Автор статьи: Михаил Шукис