Охотник

Категории: Статьи
30.01.2020
Сегодня у литераторов появилось немало возможностей реализовать свое желание не только написать, но и опубликовать свою собственную книгу, не рассчитывая на «добрость» того или иного издательства. Это с одной стороны хорошо для автора и читателя, поскольку они без посредников могут найти друг друга. С другой стороны – полное отсутствие контроля за литературной и содержательной (в техническом плане) составляющими такой книги далеко не всегда идет ей на пользу.

Так или иначе, Павел Кикин уже неоднократно издает солидные по объему (от двух с половиной до трех с половиной сотен страниц), богато иллюстрированные книги в твердом переплете и на мелованной бумаге, посвященные охоте и охотникам. О первых из серии «По следам великих охотников» я уже писал в статье «Честные книги» («Сафари» №1-2/2014). Там речь, если коротко, шла о том, что Павел пишет свои книги не на основе надерганных из интернета историй и анекдотов, а по результатам колоссальной работы, проведенной им в самом сердце Африки, на основе документальных материалов, найденных им в африканских архивах, на базе собранной им коллекции фото- и киноматериалов, полученных от родственников знаменитых на весь мир белых охотников Африки первой половины прошлого века, включая Джона Александра Хантера.

Новая книга Павла Кикина не потребовала от него ни поездок в дальние страны, ни напряжения фантазии по поводу того, как и о чем могли говорить охотники прошлого. Книга «Охотник» – это книга о самом Павле Павловиче Кикине и об охоте, как он ее понимает.

Скажу сразу, она произвела на меня чарующее впечатление. И дело совсем не в том, что мы уже много лет знакомы с автором, не в том, что он мой земляк, нижегородец, что кое-какие отдельные главы он присылал мне год-полтора назад. Просто после прочтения четырех его последних книг я совершенно ясно понял, что перечитаю позже только «Охотника». Не знаю почему (скорее всего потому, что эта тема была ему, его душе ближе предыдущих), но он сумел написать так бесхитростно и в то же время так обаятельно, что поневоле возникает постоянно желание припомнить всех авторов, которых я читал с таким же удовольствием. Первым на ум пришел Спангенберг, его «Записки натуралиста». Особенно начало, касавшееся детских лет Евгения Павловича. Потом «Летние дни» Паустовского. Впрочем, сравнения сравнениями, а тем, кто их не читал, они вряд ли о чем-то скажут.

Может быть, все дело как раз в бесхитростности изложения, в отсутствии сшитых белыми нитками литературных приемов? Павел просто рассказывает о том, как он «варился» с самого детства в семейном «вареве», где самой вкусной «пряностью» была охота. Впрочем, нет – не просто рассказывает. С любовью. Ему даже не нужно искать для этого слова – они сами льются на бумагу. Во всяком случае, ощущение от книги такое.

Разумеется, я не собираюсь пересказывать здесь сюжеты «Охотника». Замечу только, что содержание выстроено в достаточно отчетливом хронологическом порядке.

Есть, пожалуй, один спорный момент, о котором нельзя не сказать. Когда-то в детстве я прочел книжку Барри Крампа «Залив» об охоте на крокодилов, если не вру, в Австралии. Автор добывал их там в каких-то невероятных количествах с целью реализации шкур, и именно это произвело тогда впечатление – совсем не современная, жестко регламентированная (где надо и где не надо) охота, а вольная охота человека в природе с неисчислимыми запасами животных, в охотничьем эльдорадо, где нет облеченных властью коррумпированных контролеров. Кто из охотников не хочет такой охоты?! Охоты – в радость, для души, а не с перманентным волнением – как бы не нарваться с неудачным выстрелом на штраф! Охота Павла Кикина – как раз вольная охота, хотя и со своими понятиями об этике охотника. Такая же охота была и у героев его «африканских» книг – ради того, чтобы это почувствовать всем своим существом, Павел в свое время и отправился в Кению. Но ничего подобного там не нашел – одни воспоминания, и те мало у кого остались. В нынешней Африке охота зарегламентирована жестко. Ничуть не лучше со «свободной охотой» (при еще меньшем количестве дичи) обстоит сегодня дело и у нас. А потому книжная реальность со счастливой добычей бесчисленных вальдшнепов или гусей никак не экстраполируется на реальность теперешнюю, в которой все это называется превышением норм отстрела. Трудно сказать, как к этому всему следует относиться. Наверное, каждый читатель сам для себя решит, как.

И еще маленькая ложечка дегтя (куда же без него). Обилие ошибок и опечаток в таком, прямо скажем, фешенебельном издании удручает. А наличие корректора (он указан в выходных данных) вызывает искреннее удивление. Единственное, что заставляет меня относиться к этому обстоятельству снисходительно, это малограмотность большинства читателей, которые попросту ничего «криминального» не заметят.



Автор статьи: Павел Кикин «Охотник», Нижний Новгород, 2019