Преданность

Категории: Статьи
31.12.2018
На востоке говорят: «Сокол охотится для себя, а борзая для хозяина». Подобная мотивация ловли добычи кроме фольклорной интерпретации имеет еще и вполне понятный физиологический аспект. Для ловчей птицы охота – это основа жизни, а отношение к добыче – это сама жизнь. И потому, на лоне дикой природы, где свои законы выживания, повадки сокола не эгоистичны, а напротив закономерны и беспристрастны. А вот для борзой тазы охота – это способ службы своему хозяину. И в силу топографической и социальной среды, в которой воспитывается туркменская борзая, часто ее служба человеку не ограничивается только лишь добычей охотничьих трофеев…



После окончания сезона охоты в пастушьем стане Айдогды, находившемся недалеко от его дома в песках, можно увидеть его сокола и борзую по кличке Басар. Здесь крылатый охотник и тазы вольготно наслаждаются заслуженным отдыхом после нелегких дней погони, преследования и добычи песчаных зайцев-толаев.

Уже второй день продолжалось в отаре ягнение овец. Айдогды и его сын Бегенч встречали стадо у колодца, чтобы не давать овцам толпиться у водопоя. Кроме того, они внимательно смотрели, все ли овцы вернулись. Некоторые ягнились в песках и не возвращались вслед за отарой, чтобы не бросать малыша на произвол судьбы. Ягнята на диво быстро крепли, вставали на ноги и медленно начинали следовать за матерью. Но бывали случаи, когда рожденный далеко в песках ягненок не мог преодолеть большое расстояние. И тогда мать, по несколько дней находясь рядом с малышом, кормила его своим молоком, пока тот не начинал уверенно передвигаться по сыпучему песку.

Отара пришла на водопой в полном составе. Только одна крупная краснощекая овца, отсутствовавшая вчера в стаде, спешно напившись колодезной воды, сразу побежала обратно за барханы. Явно торопилась к ягненку.

Буквально через минуту-другую неожиданно откуда-то появился и Басар, который, утолив жажду, также отправился в пески. Борзую, кстати, уже второй день не видели в пастушьем стане. Впрочем, это особой тревоги не вызывало – Басар прекрасно знал дорогу к дому хозяина. Временами оставляя пастуший стан, он на несколько дней уходил в село. Но в этот раз, увидев необычное поведение своего четвероного помощника, Айдогды, быстро вылил остатки воды из ведра в бетонные поилки и поспешил за собакой. Опытный чабан шел по следу минут двадцать. И вот во время очередного спуска по склону большого бархана увидел внизу, возле густых зарослей саксаула, что овца беспокойно принюхивается к ягненку, который после нескольких попыток с большим трудом встал на ноги. Потом, едва волоча задние ноги, малыш буквально подполз под брюхо овцы и стал жадно сосать молоко. За ними наблюдал Басар, сидевший неподалеку.

Айдогды спустился с бархана и внимательно присмотрелся к ягненку. На боку малыша кровоточили довольно глубокие раны. Айдогды тревожно глянул в сторону борзой. Односельчане иногда жаловались владельцам борзых на то, что собаки, однажды вкусив мяса ягненка, становились настоящими разорителями отар. Вот и сейчас чабан заметил на красивой мордочке Басара окровавленную шерсть. Все стало понятно. Айдогды, крепко схватив собаку за ошейник, поволок ее к раненному ягненку. Басар, слегка поскуливая, старался вырваться.

Айдогды был далек от мысли жестокой и грубой расправы над своим помощником в охоте, но наказать борзую следовало строго, чтобы раз и навсегда отучить от подобных «шалостей». Чабан потянулся за веткой саксаула и тут вдруг заметил за кустом клочья рыжеватой шерсти, а чуть дальше и неподвижно лежавшую крупную мертвую лису. Айдогды отчетливо увидел на песке следы схватки Басара и его дикого соперника. Четвероногий охотник не только спас в отважной борьбе с хищником жизнь ягненку, но еще и выступил в не совсем обычном для охотничьей собаки амплуа – он нес сторожевую службу, охраняя малыша от хищника. Айдогды растрогался, он опустился на колени и прижал Басара к груди. Смущенный, он увидел глаза борзой, полные безграничной преданности хозяину.

Это не выдуманная история, она случилась на самом деле. И мне кажется, что именно такие истории становятся со временем притчами, которые старшие поколения пересказывают младшим. И потому не иссякает в людской среде чувство любви к братьям нашим меньшим, а то и – бери выше – такие нравственные категории, как верность, преданность и добродетель.

Автор статьи: Атадурды Эебердыев, Национальное общество сокольников Туркменистана

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.