Традиции и новации ижевских мастеров-оружейников

Категории: Статьи
09.06.2021
Школа ружейного мастерства имени Леонарда Васева ФГУП «Ижевский механический завод» – одно из немногих учебных заведений России, в котором долгие годы готовили специалистов по профессиям ружейного направления: слесарей-сборщиков стрелкового оружия, слесарей по ремонту стрелкового и служебного оружия, сборщиков ложи, резчиков по дереву, граверов по художественному оформлению оружия, граверов-ювелиров.

При школе функционировал участок высокохудожественного и элитного оружия, где изготавливалось оружие с повышенными потребительскими свойствами и оружие по индивидуальным заказам. У обучающихся в Школе была уникальная возможность, получая теоретические основы непростого ружейного дела, познакомится с обширным модельным рядом, лучшими образцами ружей, пройти практику и перенять опыт у высококвалифицированных мастеров-оружейников.
Школа ружейного мастерства была основана на Ижевском механическом заводе по приказу Министра вооружения СССР Д.Ф. Устинова. Приказ был издан еще в 1949-м, но первые ученики пришли лишь 1 февраля 1956 года, когда приказом директора завода Н.И. Палладина был организован учебно-производственный цех № 14 – «Школа ружейного мастерства».
Подготовку граверов, как я уже рассказывала, возглавил Леонард Васев, талантливый художник и гравер, основоположник ижевской школы граверного искусства. Программы обучения были частично заимствованы у Тульской школы, учебно-методические пособия разрабатывались и изготавливались ижевскими инструкторами. В 1957 году состоялся первый выпуск специалистов, получивших солидную профессиональную подготовку. Граверы первого выпуска Анатолий Михайлович Щенин и Валентин Михайлович Белобородов стали мастерами самого высокого класса. Василий Михайлович Суворов работал над ружьями штучного исполнения, был мастером по обучению сборщиков ложи. Особенностью первого набора Школы явилось то, что в нем подобрались ученики, имевшие определенный жизненный опыт и трудовой стаж, серьезный целенаправленный подход к получаемой профессии. Уникальные образцы ружей, выполненные руками выпускников Школы, заняли почетные места на российских и международных выставках, в музеях и частных собраниях. Первый выпуск задал направление дальнейшего развития и профессионального роста.
Более 60 лет Школа ружейного мастерства росла и развивалась, перенимая и творчески перерабатывая традиции российских оружейников и европейских мастеров. В синтезе устоявшихся и внедрении инновационных технологических приемов, поиске новых стилевых решений рождались идеи в формообразовании и оформлении ружья.
Техника «Мороз», разработанная Л.М. Васевым, впервые представленная в оформлении ружья в 1957 году и по сей день не имеющая аналогов в истории украшения оружия во всем мире, нашла новые стилевые воплощения в работах учеников и последователей. (фото 1-3). Мороз приобрел четкие очертания, гармонично соединился с орнаментальным оформлением и сюжетными композициями, выполненными в технике насечки золота и сплавов драгоценных металлов.
Благодаря многоцветным инкрустированным картинам, созданным Леонардом Михайловичем на ружье Иж-54 с помощью сплавов драгоценных металлов и представленным на международной выставке в Монреале в 1967 году, Ижевская граверная школа получила известность за рубежом.
По сей день живописные картины с плавными переливами оттенков сплавов драгоценных металлов украшают лучшие образцы ижевских ружей. Извилистые узоры в орнаментальном оформлении в стиле ар нуво соединились с многоцветными сюжетными композициями (фото 4-11). Богатый цветочный барочный орнамент аранжировал аллегорические сюжеты, выполненные разноцветной палитрой сплавов драгоценных металлов. Сюжетные композиции на металлических поверхностях ружья перекликаются с живописным изображением на крышке кейса (фото 13-16). Сплавы драгоценных металлов стали основой многофигурных сюжетных композиций, элементов пейзажа и орнаментального оформления (фото 17-18). Геометрический орнамент акцентирует внимание на необычной форме металлических деталей. Небольшие элементы, выполненные сплавами драгоценных металлов, в лаконичных сюжетах подчеркивают общую концепцию и дизайн ружья (фото 19-20).
Визитной карточкой ижевских охотничьих ружей класса «Де Люкс», «Эксклюзив», «Коллекционное» является такой технологический прием как «Ижевская зорька». В сюжетных композициях современных мастеров она приобрела многоплановость, благодаря интеграции с многочисленными граверными техниками позволила достаточно реалистично изобразить заснеженные просторы, отблески воды и заснеженные вершины гор в сюжетных композициях (фото 21-27). Помимо традиционных охотничьих сцен, она соединилась с архитектурными ансамблями, историческими и фантазийными сюжетами, стала выполняться в различных технологических приемах, в том числе инкрустацией с занижением фона и в сочетании с обронной, рельефной гравировкой и техникой «булино» (фото 28-33).
Благодаря Леонарду Васеву на предприятии был внедрен метод всечки и насечки драгоценных металлов, известный на заводе, как «ласточкин хвост» (название граверной техники произошло от сходности профиля наносимых наколов в канавке с ласточкиным хвостом). Техника нашла широкое распространение и применение в разнообразных стилевых направлениях оформления охотничьих ружей. Специфичность технологии оказала влияние на стиль оформления с расстановкой акцентов цветовыми элементами инкрустируемого драгоценного металла.
Эффектно и богато выглядят ружья класса «Коллекционное», выпущенные в подарочном исполнении и к юбилейным датам. Одно из уникальных ружей МР-27М Ланкастер «К 100-летию М.Т. Калашникова» (фото 34-39). Орнаментальное оформление и сюжетные композиции на всех деталях ружья выполнены с использованием техник инкрустации по технологии «ласточкин хвост». Графическое орнаментальное оформление гармонирует с живописными и лиричными сюжетными композициями. Расстановка композиционных акцентов, использование выразительных возможностей металлов за счет комбинации различных граверных техник – все это вместе позволило создать настоящее произведение искусства.
Со временем в дополнение к традиционным для предприятия граверным технологиям добавлялись новые стилевые решения. Например, реализма и мягкости переходов оттенков ижевские мастера добились частичным снятием оксидной пленки (фото 40-42). Сочетание этого приема со всечкой сплавов драгоценных металлов дает богатые возможности для передачи картинной достоверности охотничьих сцен. Достигается эффект смягченного перехода между сплавами и основным металлом, увеличивается спектр оттенков серого цвета. Сюжетные композиции на ружье необычайно жизненны и безупречны по картинной достоверности.
Профессиональное использование комбинации различных граверных техник, традиционных методов оформления с использованием современных гальванических покрытий раскрыло новые художественные возможности, уменьшило трудоемкость оформления ружей (фото 43-48).
Современные мастера привнесли свои новаторские решения. Например, некоторым деталям ружей придавались необычные внешние контуры – предохранительной скобе, защелке, шарниру, накладным доскам. Причудливые изгибы цветков, лепесточков, веточек находили новое необычное звучание. Оригинальная стилизация в орнаментации породила новые образы (фото-49-50).
Живописны и лаконичны охотничьи сюжеты, выполненные в технике лаковой миниатюры. Такое оформление устойчиво к механическим воздействиям и при этом отличается богатыми художественными возможностями (фото 51).
Сохранение традиций и рождение новаций в оформлении оружия возможно только при слаженной совместной работе всех задействованных в изготовлении ружья мастеров –слесарей-сборщиков, граверов, сборщиков ложи, резчиков по дереву. Профессионализм и творческий подход позволяет деталям ружья слиться в единый гармоничный ансамбль, не нарушающий эргономики, сделать изделие красивым и уникальным.
За всю историю существования Школы ружейного мастерства из ее стен вышло более 5 тысяч выпускников, которые пополнили ряды оружейников не только России, но и ближнего зарубежья. На производственном участке Школы было изготовлено свыше 4 000 ружей с повышенными потребительскими свойствами классов «Престиж», «Де Люкс», «Эксклюзив», «Коллекционное», которые нашли своих обладателей в России и за рубежом.
Необходимо сказать, о людях, внесших неоценимый вклад в формирование, становление, развитие и сохранение традиций ружейного производства высокохудожественного и элитного оружия и Школы ружейного мастерства им. Л. Васева. Это конечно основатель ижевской граверной школы Леонард Михайлович Васев, директора Михаил Иванович Горбов, Анатолий Иванович Мышкин, Любовь Алексеевна Климова, внесшие неоценимый вклад в развитие и становление учебного процесса и развитие производственного участка Школы. В Школе работала целая плеяда талантливых мастеров и преподавателей – Леонид Яковлевич Пахомов, Леонид Павлович Куршин, Василий Михайлович Суворов, Леонид Павлович Беляев, Юрий Сергеевич Блинов, Александр Алексеевич Передвигин, Иван Трофимович Черноскутов, Михаил Евгеньевич Драгунов и еще многие преданные своему делу мастера, преподаватели и наставники.
Р.S. Не могу смириться с мыслью о том, что профессионализм, талант, опыт, творчество и мастерство – все, чем жила Школа ружейного мастерства почти 65 лет, чем гордился завод и республика, сегодня стали никому не нужны и не востребованы.
Автор статьи: Людмила Ломаева