«ТУЛА», КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ

Категории: Статьи
12.06.2016
В Новом зале Государственного исторического музея с 23 декабря 2015 по 30 марта 2016 года работала выставка «Тульская художественная сталь XVIII-XIX веков». В экспозиции были редкие экспонаты из Государственного исторического музея, Эрмитажа, историко-культурного заповедника «Московский Кремль», дворцово-парковых музеев-заповедников «Павловск», «Гатчина», «Царское Село», галереи «Турандот Антик», коллекций И. М. Вилькина, Е. А. Малинко, Музея Виктории и Альберта (Великобритания).

С XVI столетия Тула становится одним из крупных центров железоделательного ремесла России. Уже к концу XVII века сложилось объединение тульских оружейников, вобравшее мелкие и крупные оружейные мастерские. Концентрация производителей изделий близкого назначения неизбежно приводила к возникновению узкой специализации мастеров. Это положительно влияло на их профессионализм. Кроме того, вольно или невольно, но между производителями возникала конкуренция, служившая «двигателем прогресса». В начале XVIII века (в 1712 году) по указу Петра I в Туле был основан Императорский оружейный завод. С этого времени началось привлечение западноевропейских специалистов-оружейников в нашу страну. С их прибытием у нас появились новые типы оружия, новые инструменты, новые технологические приемы. Еще большее значение стала иметь узкая специализация. Достижения мастеровых людей, работавших в Туле, можно считать символом промышленного развития России XVIII века.

Прошедшая в Историческом музее выставка открыла нам Тулу и тульских мастеров в совершенно новом свете. Представлялось, что это город, в котором, в первую очередь, развивалось оружейное дело, а кроме того производились самовары да выпекались «печатные» пряники к чаю.

Интересно, что первые самовары стала производить семья Лисицыных, и произошло это в 1778 году. Начинал это производство Федор Лисицын, работавший на оружейном заводе. В свободное время он построил небольшую собственную мастерскую, где занимался работами по меди. Его дело продолжили сыновья Назар и Иван. О последнем точно известно, что он продолжал одновременно работать и мастером Тульского оружейного завода. В 1798 году Иван Лисицын под руководством Алексея Сурнина разрабатывал образцовое пехотное ружье. А до того сам А.М. Сурнин, механик и оружейник Тульского завода, по Высочайшему повелению был послан учиться в Великобританию, где пробыл с ноября 1785 по август 1791 года. С июня 1788 года он обучался у известного лондонского оружейника Генри Нока. После возвращения в Тулу он занимался усовершенствованием ружейных замков, выплавкой специальных сталей, производством инструментов. Англия в то время была страной с наиболее развитой индустрией, включая и металлообработку. Длительная командировка талантливого русского мастера в Туманный Альбион дала очень много для развития оружейного дела в Туле.

Интересно, что история производства тульских пряников тесно переплелась с оружейной историей этого города. Мастера-краснодеревщики, которые занимались ложейным производством, в свободное время резали доски-печати для пряников. Можно полагать, что эта традиция не прервалась до сих пор. Более того, когда уже в наше время появилась идея создать музей «Тульский пряник», под него выделили комплекс флигелей XIX века, принадлежавших династии оружейников и самоварщиков Лялиных.

Тульское объединение городских оружейников должно было выполнять заказы государства на оружие. Одновременно оно располагало привилегией беспошлинной реализации любых изделий, в том числе и оружия. Это стимулировало развитие мастерства и улучшало материальное положение оружейников. Так в свободное от государственных заказов время на «вольную продажу» тульские умельцы изготовляли утонченные художественные изделия из стали такого уровня, что они представляют большую художественную ценность и гордость российской культуры.

Уже во второй половине XVIII столетия сформировался своеобразный стиль тульских изделий из стали, основанный на виртуозной технике использования свойств различных металлов. В это время художественное ремесло тульских мастеров достигло наивысшего расцвета. Уверенное владение разными приемами отделки изделий из стали позволяло мастерам создавать настоящие шедевры.

Многие технологические приемы, которые использовали в своей работе тульские мастера, были характерны и для крупных европейских центров металлообработки. Сравнение изделий западноевропейских и тульских мастеров позволяет сделать однозначный вывод о полноценном участии российских мастеров XVIII века в общеевропейском процессе развития техники, технологий и эстетических принципов. Творческие поиски мастеров европейских металлообрабатывающих центров и России шли в аналогичных направлениях, ориентировались на формирование новых приемов и совершенствование технологии художественной обработки стали. Таким образом художественное искусство тульских оружейников развивалось в едином русле европейского культурного и эстетического процессов. Этому в значительной мере способствовало активное привлечение иностранных оружейников к работе в России. Кроме того, царствующие особы покровительствовали выдающимся мастерам, что способствовало развитию металлообработки вообще и оружейному производству в частности.

Высокий уровень мастерства тульских оружейников способствовал отношению к их изделиям как к предметам национального, культурного престижа. Не без основания, начиная с середины 1750-х годов, стальные художественные изделия тульских мастеров выступают в качестве посольских подношений.

В последнюю четверть XVIII века работы тульских оружейников стали предметом собирания – их с удовольствием закупала Екатерина Великая. Известно увлечение русского императорского двора тульскими изделиями. Богатое собрание таких предметов находилось не только в Кабинете редких вещей, но и у знатных сановников екатерининской поры, в частности у князя Григория Потемкина.

Наилучшие образцы этой продукции постоянно экспонировались на российских и зарубежных промышленных выставках.

К сожалению, со второй половины XIX века политическая и экономическая ситуация усложнилась, и от тульских оружейников потребовалось максимум усилий для выполнения работ по совершенствованию армейской винтовки. Все имеющиеся ресурсы был направлены на выполнение задачи повышения ее качества и увеличение объема выпуска. Мало того, в последней трети того века перевооружение осуществлялось неоднократно. Когда была принята на вооружение винтовка С.И. Мосина образца 1891 года, все оружейные заводы России не могли обеспечить потребности армии. Крупные заказы на ее производство были размещены в ряде зарубежных стран.

У тульских мастеров не было возможности развивать ювелирные направления. Таких возможностей не появилось и в настоящее время.

Недолгое время существования искусства художественной стали, неповторимый характер мастерства, привели к тому, что наследие художественного творчества тульских оружейников составляют не более полутора тысяч предметов.

Значительная часть экспозиции представлена искусно украшенным оружием – пистолетами и охотничьими ружьями, выполненными для Петра III, Елизаветы Петровны, Екатерины II, детскими охотничьими комплектами великих князей – Павла Петровича и его сыновей Константина Павловича и Александра Павловича.

На выставке были уникальные образцы стальной парадной мебели второй половины XVIII века, среди которых замечательные курульные складные кресла, сделанные по государственным заказам 1740-х годов для императрицы Елизаветы Петровны; полный ансамбль предметов, который был преподнесен Екатерине II от имени Тульского общества оружейников 25 июня 1787 года во время пребывания царицы в Туле, возвращавшейся из путешествия по южным рубежам нашего государства. 

Важное место в экспозиции занимают предметы, изготовленные в известной технике «бриллиантовой огранки», в том числе предметы мемориального плана, связанные с именами Марии Федоровны, Екатерины II, Елизаветы Алексеевны, Александра I.

Среди уникальных раритетов – шахматная шкатулка работы Андриана Суханова с видом проекта Тульского оружейного завода 1782 года, набор предметов, подаренных Александру I в честь его коронации в 1801 году, сабля из коллекции даров императора Александра I японскому императору в 1803 году.

На выставке были показаны образцы уникального оружия, выполненные прославленными тульскими оружейниками – Николаем Захава, Петром Гольтяковым, Алексеем Леонтьевым, Алексеем Боголеповым, Иваном Лялиным, Иваном Свешниковым и многими другими. Их выдающиеся достижения в оружейном деле иногда опережали свое время. К таковым можно отнести переломные казнозарядные ружья с кремневыми замками Ивана Лялина, перевертные ружья и пистолеты с кремневыми замками, выполненные Иваном Полиным. Бесспорно, шедевром является и револьверное ружье с кремневым замком Алексея Леонтьева. На очень высоком техническом и художественном уровне выполнены Иваном Фоминым револьверы системы Адамса. Это в полной мере можно отнести и к капсюльному револьверному ружью, выполненному Иоганном Норманом.

Созданные ими предметы мебели и оружие, светильники и письменные принадлежности, украшения и шкатулки удивляют не только разнообразием, но главным образом высочайшим духом настоящего мастерства, которое было оценено и современниками, и всеми последующими поколениями. Отметим, что каждый из экспонатов выставки может по праву считаться настоящим шедевром, гордостью отечественной культуры.

Выставка вызывает дольно противоречивые чувства. С одной стороны, это радость от общения с высоким духом настоящего искусства наших предков. А с другой – печаль от сознания, что сегодняшнее состояние политики и экономики страны пока не способствует развитию оружейного дела и искусства художественной металлообработки.
Автор статьи: Владимир Тихомиров
Фото: Алена Юрченко

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Вы комментируете как Гость.