Оружейная сенация… Женевского автосалона

На Женевском автосалоне, который проводился с 5 по 15 марта этого года, произошла сенсация

Категории: Статьи
30.06.2015
На Женевском автосалоне, который проводился с 5 по 15 марта этого года, произошла сенсация.Впервые за всю его историю, которая начиналась в 1905 году и прерывалась только на время мировых войн, стенд одной из компаний-экспонентов охраняла привлекательная фотомодель с современной винтовкой в руках. Изумлению посетителей не было предела, и народ к этому стенду валил валом.



Не буду больше интриговать. Стенд принадлежал немецкому тюнинг-ателье Куроша Мансори. Оно впервые вышло на рынок в 1998 году с тюнингом роскошных английских автомобилей – Aston Martin, Bentley и Rolls-Royce. Несколько позднее Мансори организовал взаимодействие с Ferrari, Mazerati, Mersedes и Bugatti. В 2008 году было организовано отделение в Швейцарии, которое стало заниматься тюнингом автомобилей Porsche, BMW и Range-Rover. Основной «козырь» компании – хорошо развитая технология производства деталей для машин из углепластика, или в бытовой терминологии «карбона». А винтовка в руках девушки тоже была экспонатом, который появился в результате совместной деятельности немецкого оружейника Готтфрида Прехтля и компании Мансори, одевшей ствол винтовки в карбоновую рубашку и изготовивший из карбона ложу. Думаю, что большинство людей во всем мире, серьезно занимающихся стрельбой, хорошо знают превосходные винтовки Прехтля, предназначенные для точной спортивной и тактической стрельбы, равно как и для охоты. «Секретов» успешной работы Прехтля несколько. Важнейший – человеческая и профессиональная добротность. Кроме того, глубокое понимание требований к высокоточному оружию, которое происходит от высочайшей стрелковой квалификации мастера и его большого охотничьего опыта. Третий секрет заключается в хорошей технологии обработки металлов на собственной специальной станочной базе.

Конечно, весьма существенно, что стволы для Прехтля производит известная европейская ствольная компания «Лотар Вальтер». Нарезные стволы там изготавливают методом продавливания дорна с последующим термическим снятием внутренних напряжений, которое проводится по специальной программе.

Идея совместного проекта «Прехтль-Мансори» принадлежит российскому компаньону Прехтля – Николаю Смирнову, который известен у нас как создатель серии замечательных кинофильмов о разных охотах под названием «Патронташ Странствий». Хорошо зная сложности охоты в горах, он посоветовал Прехтлю сделать винтовку с карбоновой ложей и стволом в карбоновом чехле. Первым в компании Прехтля идею «карбонизации» поддержал его заместитель – Валериюс Молевас. Он долго убеждал Прехтля взяться за реализацию этой идеи. Однако Готтфрид поначалу сопротивлялся, будучи убежденным сторонником классических ореховых лож для охотничьего оружия. Неторопливый и обстоятельный Прехтль по-русски «долго запрягал», зато потом «врубил пятую». В результате получилось оружие – просто загляденье. Эту винтовку я с радостью держал в руках в декабре минувшего года, когда приезжал к Прехтлю на охоту.



Технологическое отступление

Конец минувшего столетия отмечен прорывом в машиностроении, связанным с применением композиционных полимерных материалов, армированных высокопрочными волокнами. Наиболее эффективным материалом для армирования являются углеродные волокна и изделия из них – ровница, комплексные нити, ленты и ткани разных типов. В качестве связующей фазы в этих композициях используются термореактивные (эпоксидные или полиэфирные) или термопластичные (чаще всего полиамиды) полимеры.

Углеродные волокна имеют весьма продолжительную историю. Впервые процесс их получения был разработан и запатентован великим американским инженером Томасом Эдисоном в 1880 году. Он надеялся применить их в качестве нитей накаливания в электрических лапочках. Однако вольфрамовые нити оказались надежнее. Только к началу шестидесятых годов прошлого столетия, с развитием технологии получения полимерных волокон, начался настоящий бум развития технологии получения угольных волокон и композиционных материалов на их основе. Новые материалы по прочности, отнесенной к плотности, которая не превышает 2 г/см3, серьезно обгоняли большинство других конструкционных материалов. Они оказались востребованными для производства самолетов, космической техники, военных судов. С развитием технологии получения полимерных композиций, армированных угольным волокном, они стали широко применяться при производстве спортивных автомобилей, мотоциклов, разнообразного спортивного инвентаря (велосипедов, теннисных ракеток, рыболовных удилищ). Длинные лопасти ветряных электрогенераторов, распространенных в Западной Европе, тоже сделаны из углепластика. В современных пассажирских самолетах (Boeing, Airbus) используется около 30 тонн углепластика в каждой машине. Бурному внедрению углепластиков в различные области техники предшествовали стеклопластики, технологии получения армированных ими полимерных материалов оказалась с небольшими изменениями пригодными и для получения углепластиков. Одна из распространенных технологий заключается в предварительной пропитке угольной ровницы, ленты или ткани связующим полимером или его концентрированным раствором. Затем производится формование изделия и последующее термическое отверждение связующего. При формировании цилиндрических изделий оправку оплетают на специальных машинах, содержащих несколько шпуль с предварительно пропитанной ровницей или лентой. Другой способ состоит в закладывании в пресс-форму предварительно раскроенных слоев ткани, после чего форма смыкается и происходит термическое отверждение связующего.

Кроме легкости и прочности углепластики на основе ориентированного волокна обладают анизотропией некоторых физических свойств. Для силовых конструкций чрезвычайно важно, что в направлении ориентации угольное волокно имеет отрицательный коэффициент температурного расширения. Иными словами, при нагревании ориентированные волокна расширяются в направлениях перпендикулярных вытяжке (оси волокна). Длина же волокна при этом уменьшается. В результате углепластик при нагревании становится конструкцией, напоминающей железобетон с напряженной арматурой.

Производство оружия, как часть общего машиностроения, не осталось в стороне и применяет такие материалы даже для самых напряженных деталей. После армейского оружия углепластики добрались и до охотничьего. Одним из самых перспективных применений углепластиков представляется изготовление стволов нарезного оружия, поскольку они прочнее стали и примерно в четыре раза ее легче. Американская компания «Кристенсен Армз» разработала технологию производства стволов нарезного оружия, заключающуюся в оплетке сравнительно тонкостенного стального ствола (лайнера) угольной ровницей, пропитанной связующим. Такой ствол не только существенно облегчается, но и демонстрирует более высокую стабильность стрельбы в разогретом состоянии.

На минувшей московской выставке «Оружие и охота» можно было видеть нарезное оружие, которое имело на стальных стволах обычного профиля тонкий наружный слой из углепластика. По утверждению разработчиков такая конструкция тоже заметно улучшает стабильность стрельбы из горячего ствола. Жесткий наружный слой в этом случае работает как растяжки у высокой трубы, уменьшая осевую деформацию разогретого ствола. Кроме того, жесткая карбоновая оплетка хорошо защищает наружную поверхность ствола от коррозии и мелких механических повреждений. Более того, многие считают оплетенный ствол эстетически более совершенным.

Технология изготовления оружейных лож из углепластика заключается в последовательном заполнении специальных форм слоями из карбоновой ткани, как правило, тоже предварительно пропитанной связующим. У такого изделия получается высокая поверхностная прочность, стабильность размеров при изменении температуры и влажности окружающей среды и приятная «внешность».



Новая винтовка Прехтля

Винтовка, впервые показанная на Женевском автосалоне, официально называется PrechtlExpress-07/MansoryEdition. Эта охотничья винтовка была спроектирована и изготовлена специально для достижения максимальной кучности, точности, надежности и безопасности при стрельбе на большие дистанции. Она специально изготовлена в калибре .338 LapuaMag и предназначена для горных охот.

Благодаря карбону она лучше противостоит влажной атмосфере, имеет меньшую массу и может обеспечить эффективную стрельбу на километр и даже дальше. В этой винтовке максимально используются преимущества затворов М98 Magnum и усовершенствования этой классической конструкции, которые Готтфрид Прехтль разработал для своих всемирно известных спортивных винтовок. Они связаны не только с увеличением мощности современных патронов, но и учитывают различные требования к «живучести», которые предъявлялись к армейской винтовке и современному спортивному и охотничьему оружию. Главное отличие Express-07 от охотничьих винтовок, которые производит Прехтль, состоит в более жесткой ствольной коробке за счет уменьшения ширины зарядного окна. Остальные изменения, которые сделаны в маузеровской классике для повышения надежности и точности работы механизмов и обеспечения абсолютной безопасности стрелка, в новой винтовке были полностью сохранены. Правда, в охотничьей периодике описание винтовок Прехтля иногда ограничивается указанием, что в них используется система «Маузер 98». На мой взгляд, правильнее говорить, что Прехтль использует принципиальную схему этой системы. В действительности в нее внесены множественные изменения, превратившие эту конвейерную армейскую винтовку в современное оружие совершенно высочайшего класса.

Из-за высокого давления газов, которое развивается при стрельбе мощными патронами, диаметр отверстия для бойка в затворе уменьшен с 2 до 1,7 мм. Соответственно, и боек сделан тоньше.

Предписываемый маузеровскими чертежами зазор между ствольной коробкой и затвором уменьшен на 50% (внешний размер затвора увеличен на 0,2 мм). Вместе с существенным повышением класса обработки поверхностей это привело к более плавному ходу затвора. Он скользит легко и мягко, что обеспечивает быструю перезарядку. На случай прорыва пороховых газов при пробитии капсюля бойком, в стебле затвора просверлено отверстие и сделан щиток, защищающий лицо стрелка от потока газов и пламени.

Чтобы наполнять магазин новыми типами крупных патронов, ширина приемного окна магазина расширена примерно на 1 мм. В результате увеличилась ширина и самого магазина. Существенное отличие новой модели 07 от базовой М 98 состоит в том, что в новой модели магазин сделан съемным. К каждой винтовке прилагаются два магазина емкостью на два патрона. В результате значительно увеличилась скорострельность оружия.

Откидная крышка магазина фиксируется защелкой, расположенной в передней части спусковой скобы. Открыв крышку можно снарядить магазин патронами или освободить его от них. Крышка магазина примыкает к спусковой скобе и центрируется ей. Емкость магазина – два патрона.

Длина выбрасывателя увеличена на 17 мм, чтобы надежность пружины стала выше, чем в оригинале.

Спусковая система и все ее части представляют обновленную конструкцию, позволяющую изменять характер и натяжение спуска в широких пределах. Его можно сделать со свободным ходом, как на спортивных винтовках GS 04. В Express-07 спусковая система интегрирована со ствольной коробкой. Такая схема менее доступна для пыли и грязи.

Так же, как на последнем охотничьем маузере образца 1930 года, третий боевой упор находится в задней части стебля затвора, а в ствольной коробке, в заднем мостике сделана для него проточка, которая обеспечивает дополнительную безопасность.

Затвор и ствольная коробка изготавливаются из современной швейцарской хром-марганцевой стали с пределом прочности при растяжении более 800 Н/мм2.

Винтовка комплектуется дульным тормозом для снижения отдачи и снижения звуковой волны в направлении цели.

Испытания на кучность производились с оптическим прицелом компании Zeiss 3-12х56 стрельбой на дистанцию 100 метров, с использованием переднего и заднего упоров. Кучность всегда получалась лучше одной угловой минуты. Думаю, что ошибки стрелков превышали баллистические возможности винтовки.

PrechtlExpress-07/MansoryEdition– шедевр оружейного искусства. В нем объединены высочайшие стандарты охотничьего оружия с требованиями к высокоточным спортивным винтовкам. В результате получилась уникальная охотничья винтовка, особенно эффективная при стрельбе на дальние дистанции.

Я держал в руках винтовку калибра .338 LapuaMag. Она была из эксклюзивной серии всего в 30 штук. Есть несколько готовых винтовок в калибре 8х68S Mag. Винтовки других калибров могут быть изготовлены по предварительному договору с компанией Прехтля.

Серийное исполнение: карбоновая ложа компании Mansory с мягкими кожаными вставками на цевье и шейке приклада. По желанию заказчика эти вставки могут быть выполнены из любого типа кожи. Рукоятка затвора с насечкой типа «рыбья кожа», сменные затыльники разной толщины (лето/зима), мостики ствольной коробки с базами для установки поворотного кронштейна оптического прицела. Контуры деталей украшены золотой всечкой.

Покрытие ствола этой винтовки Прехтля прочной оболочкой из карбона – работа на которой специализируется фирма Mansory. Ложа также выполнена из прочнейшего и легкого композитного материала на основе углеродного волокна. Нужно отдать должное специалистам компании Мансори, которые смогли из карбона точно воспроизвести все сложные элементы формы классической охотничьей ложи из ореха. Переплетение карбоновых прядей производит хорошее эстетическое впечатление и делает оружие настолько благородным, что от него невозможно оторвать глаз. Благодаря индивидуальному изготовлению винтовки Prechtl Express-07/ MansoryEdition, ее будущий владелец может сам выбрать конфигурацию своего оружия.

На сегодня это самое эффективное оружие для охоты на крупных животных при стрельбе на дистанциях около километра и более, особенно если его калибр .338 LapuaMag. А для охоты на горных копытных у него нет конкурентов.



Подпись к фото:

На Женевском автосалоне (слева направо) Готтфрид Прехтль, Николай Смирнов и Валериюс Молевас
Автор статьи: Владимир Тихомиров
Фото: Николай Смирнов
Поиск по тегам: вышка | охота | рюкзак | снаряжение